566
Солнечногорский полк
566 Солнечногорский полк
Краснознаменный ордена Кутузова 3-й степени
военно-транспортный авиационный полк
БОЕВЫЕ КОМАНДИРЫ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО ПОЛКА
1941-1945
566 штурмовой авиационный полк начал свое формирование в городе Воронеже с 7
сентября 1941 года. Позднее этот день был определен ДНЕМ ЧАСТИ (приказ МВСВС
СССР от 27.09.1949 года № 00165). Формирование полка происходило на базе
самолётов Ил-2, которые в то время выпускал Воронежский авиационный завод.
Первым командиром 566 шап был назначен майор Дачанидзе А.Н.
Двадцать четвёртого ноября 1941 года полк перебазировался на аэродром Монино, а
уже 27 ноября 1941 года принял боевое крещение, нанося свои первые штурмовые
удары по наступающему на Москву противнику. Особенно ожесточенными были бои за
освобождение города Солнечногорска с 27 ноября по 12 декабря 1941 года. В боях
за Солнечногорск полк совершил 190 успешных боевых вылетов. Личный состав полка
показал стойкость, мужество, самоотверженность и отвагу.
Правительство высоко оценило героизм лётчиков, наградив 39 человек
правительственными наградами. Приказом Наркома обороны от 04 мая 1943 года № 207
полку присвоено собственное наименование "Солнечногорский".
С января 1942 года по сентябрь 1943 года 566 шап сражался с немецко-фашистскими
захватчиками на Западном фронте. Выполнял боевые задачи по срыву железнодорожных
и автомобильных перевозок войск и техники противника, уничтожению материальной
части и инфраструктуры вражеских аэродромов.
Полк принимал участие в таких операциях как: Юхновская (январь 1942 года),
Брянская - на Людиновском и Болховском направлениях (июль 1942 года),
Жиздренская (февраль - март 1943 года). С 12 июля по 02 сентября 1943 года
участвует в Орловско-Брянской операции.
За период с 01 января по 05 сентября 1943 года было произведено 1270
самолётовылетов с общим налётом 1787 часов, во время которых уничтожено до 2200
единиц боевой техники противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1943 года полку было вручено
Красное знамя.
С 19 октября 1944 года в составе 227 шад с аэродрома Горская полк участвовал в
прорыве, а затем и в полном снятии блокады Ленинграда и освобождении
Ленинградской области от оккупантов. А с 09 июня 1944 года принимал участие в
операции по освобождению Карельского перешейка, в ходе которой была освобождена
значительная часть Карелии и город Выборг.
В июле - сентябре полк участвовал в операции по освобождению Эстонии.
С 10 октября 1944 года 566 шап обеспечивал наступление Белорусского фронта в
пределы Восточной Пруссии, уничтожая оборонительные сооружения, переправы,
технику и живую силу врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1944 года за образцовое
выполнение заданий командования и проявленные доблесть и мужество в боях при
прорыве обороны противника и вторжение в Восточную Пруссию полк награждён
орденом "Красного Знамени".
Так закончился 1944 год.
Итогом второй Восточно-Прусской операции, начавшейся 13 января 1945 года явился
полный разгром тридцати трёх немецких дивизий. В трудных условиях наземным
войскам была обеспечена возможность завершения ликвидации немецкой группировки,
прижатой к заливу Фриш-Гаф. При этом полк, действуя в составе 277 шад, особо
отличился при овладении мощными опорными пунктами немцев - городами Браунсберг,
Кёнигсберг, Хайльгенбайль и Розенберг, что было отмечено в приказах
Главнокомандующего.
За мужество и героизм, проявленные в боях за Браунсберг полк награжден орденом
"Кутузова III степени" (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945
года).
Войну полк закончил в составе 3-его Белорусского фронта в Восточной Пруссии,
добивая врага на косе Фриш-Нерунг.
Девятого мая 1945 года командир 3 авиационной эскадрильи Герой Советского Союза
капитан Чекин Б. С. в паре с младшим лейтенантом Коротковым Е. М. сделал
последний боевой вылет для сбрасывания листовок на окружённую группировку немцев
в районе Данцига.
В боях с врагом погибло 156 сынов полка.
За время боевой работы в Великую Отечественную войну 566 шап совершил 5761
боевой вылет.
Уничтожено:
- 485 танков и САУ;
- 3550 автомобилей с грузами;
- 194 железнодорожных вагона и цистерны;
- 134 самолёта;
- 10 полков живой силы;
- 57 складов с горючим и боеприпасами;
- 118 блиндажей и ДЗОТов;
- 72 артиллерийских батареи;
- 395 миномётных батарей;
- 188 батарей зенитной артиллерии и мелкокалиберной зенитной артиллерии.
Награждены:
- орденом Ленина с присвоением звания "Герой Советского Союза" - 13 человек;
- орденом "Красное Знамя" - 93 человека;
- орденом "Красная Звезда" - 147 человек;
- орденом Александра Невского - 8 человек;
- орденом Суворова III степени - 1 человек;
- орденом Славы (полный кавалер) - 1 человек;
- орденом Славы II степени - 2 человека;
- орденом Славы III степени - 9 человек;
- орденом Отечественной войны I степени - 38 человек;
- орденом Отечественной войны II степени - 23 человека;
- медалью "За отвагу" - 58 человек;
- медалью "За боевые заслуги" - 137 человек;
- медалью "За оборону Ленинграда" - 285 человек;
- медалью "За оборону Москвы" - 34 человека.
Итоги боевой деятельности полка:
- 13 Героев Советского Союза. Мыхлик В.И. удостоен этого звания дважды;
- 335 однополчан награждены орденами и медалями;
Особенно напряженной была боевая работа летом 1943 года на Курском и
Орловско-Брянском направлении. Лётчикам приходилось делать по 2-3 боевых вылета
в день. Самые тяжелые за всю войну потери полк понес на Ленинградском фронте. В
рядах наших однополчан геройски сражался единственный женский экипаж старшего
лейтенанта Константиновой Тамары Федоровны.
1946-1955
Настали мирные дни, а вместе с ними
начался второй, не менее важный период боевой и трудовой летописи нашего полка.
С августа 1946 года в городе Раквери на базе 566 шап начал формирование 566
авиационно-транспортный полк составом 20 экипажей на самолетах По-2, Ли-2 и
планерах. Формирование в основном закончилось к 1 января 1947 года. Полк вошел в
состав 281 авиационно-транспортной Новгородской дивизии.
Вся военно-транспортная авиация наращивала темпы, а вместе с ней и наш полк.
Десантирование людей, перевозка техники и грузов, участие в воздушном параде
1948 года, помощь людям, пострадавшим от землетрясения в Ашхабаде - вот те
задачи, которые приходилось выполнять личному составу полка.
С 1952 года полк именуется как 566 транспортно-десантный Солнечногорский
Краснознаменный ордена Кутузова III степени. Полк участвует в маневрах
Белорусского военного округа. По основным видам боевой подготовки 566 тдап занял
первое место среди частей дивизии и частей ТДА.
В 1954-1955 годах 30 экипажей полка успешно выполнили правительственное задание
- полёт в Северных широтах страны по маршруту:
Выползово-Люберцы-Архангельск-Нарьян Мар-мыс Шмидта-о. Врангеля-СП 3, СП 4.
За период с 1946 по 1955 годы полк налетал 45 тысяч часов. Ярким подтверждением
плодотворной работы полка являются награды, которые получил личный состав. Были
награждены: орденом Ленина - 3 человека, орденом Красного Знамени - 102
человека, орденом Красной Звезды - 208 человек.
1956-1987
С 1956 года полк, именуется: 566 военно-транспортный Солнечногорский
Краснознаменный ордена Кутузова III степени полк и переходит на новую
материальную часть - самолеты Ту-4. Перед личным составом полка стояла основная
задача - переучивание на самолет Ту-4 и перегонка самолетов с аэродрома Каховка
на аэродром базирования Выползово. Задача была выполнена успешно.
С августа 1958 года 566 втап передислоцировался на аэродром Сеща.
В 1959 году полк начал переучивание на самолёты Ан-12 и к концу года имел 25
готовых экипажей.
В сентябре 1959 года полк в составе 14 экипажей привлекается на учения Киевского
военного округа.
За безаварийную работу в 1960-1962 годах полку присуждено первое место в ВТА.
В 1961 году 15 экипажей полка участвовали в подготовке и проведении воздушного
парада в Пушкино. Задание выполнено на "отлично".
Начало 60-х годов - интернациональная помощь Йеменской республике.
1964 год - экипажи выполняли задание Генерального штаба ВС в условиях Крайнего
Севера.
1966 год - оказание помощи жителям Ташкента, пострадавшим от землетрясения.
1967 год - 15 экипажей полка участвовали в воздушном параде, посвященном
50-летию Советского государства.
1961-1965 годы - силами полка на самолет Ан-12 было переучено более 600 человек
летного и наземного состава ВВС Индии, Ирака, Алжира, Сирии, Кубы, Индонезии,
Китая, Польши.
Только в 1963 году на базе полка переучивание на самолеты Ан-12 прошли 256
летных экипажей и наземного состава ВВС Индии.
В 1964 году 4 экипажа под командованием подполковника Бокова А.С. перегнали
самолеты Ан-12 в Индонезию и работали там в течение длительного времени. Экипаж
подполковника Сподина Е.В. совместно с группой наземного технического состава
был командирован на Кубу для обучения кубинских летчиков.
1967-1973 годы - перевозка боевой техники в ОАР Египет, Сирию, Ирак, Алжир.
1966-1971 годы - перевозка грузов для освоения нефтяных и газовых месторождений
Западной Сибири.
1970 год - оказание гуманитарной помощи населению Бангладеш, пострадавшему от
наводнения.
Солнечногорский авиационный полк постоянно привлекается на учения, проводимые
Министром обороны:
- 1967 год - "Днепр";
- 1968 год - "Весенний гром" и "Дунай";
- 1969 год - "Восток";
- 1970 год - "Двина".
По результатам учений полку дана высокая оценка.
1972 год был для всего личного состава годом теоретического переучивания и
практического освоения самолета Ан-22 "Антей". Первыми приступили к
самостоятельным полетам экипажи подполковника Низамова И.З., майора Дудина А.Н.,
майора Рженицына Г.И.
В 1975 году экипажи полка привлекались к перевозкам оборудования и техники по
воздушному мосту Тюмень-Нижневартовск-Тюмень к нефтяным богатствам страны.
В 1972 по 1987 годах экипажи полка принимали участие в оказании помощи народам в
национально-освободительных войнах (ОАР Египет, Ангола, Сирия и др.).
Выполняя спецзадания за рубежом, в создавшейся экстремальной ситуации проявил
мужество, самообладание и выдержку экипаж командира корабля Зайцева Н.Ю.
1984 год - 7 экипажей участвовали в оказании помощи народу Эфиопии,
пострадавшему от засухи.
С 5 мая по 14 июня 1986 года 2 экипажа участвовали в перевозках, связанных с
ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС.
Солнечногорский полк постоянно привлекался на учения, проводимые Министром
обороны: "Щит-76", "Запад-81", "Весна-75".
С 1983 года полк является лидерным полком по выполнению боевых задач на
десантирование крупных десантов, обеспечение маневра авиационных частей и
соединений, перевозки по воздуху войск, боевой техники, вооружения и других
материальных средств.
1987-2006
10 февраля 1987 года полк получил первый самолет Ан-124 "Руслан" и приступил к
практическому переучиванию.
Основными задачами полка стали:
- десантирование оперативных и оперативно-стратегических десантов;
- осуществление маневра сухопутных войск и авиационных частей;
- воздушная перевозка войск и боевой техники;
- доставка миротворческих сил в районы военных конфликтов.
1989-1990 годы - экипажи участвуют в перевозке грузов для Армении, пострадавшей
от землетрясения.
1991-1992 годы - экипажи выполняют перевозки гуманитарной помощи из Западной
Европы в страны СНГ. 8 мая 1991 года полку вручен вымпел Министра обороны СССР
"За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении заданий
Правительства, Министра обороны СССР".
1991-1995 годы - полк привлекается к заданиям по выводу Российских войск из
стран ближнего зарубежья и Восточной Европы.
1995-2000 годы - полк привлекается к перевозке миротворческих сил ООН на
Африканский континент.
1995-2000 годы - полк участвует в перевозке войск, боевой техники и грузов в
Северо-Кавказский регион для обеспечения боевых действий по ликвидации
бандформирований.
С 31 марта по 22 апреля 1997 года экипажи подполковника Лукьяшко Е.М. и
подполковника Синдеева Н.М. выполнили перевозку редкоземельной руды с ледового
аэродрома Тенкели в Новосибирск. 28 июля 1996 года экипаж подполковника Синдеева
Н.М. принял участие в торжествах в честь 300-летия Российского флота в
Санкт-Петербурге, пролетев на предельно-малой высоте над Невой.
1998-1999 годы - инженерно-технический состав полка в полевых условиях
восстанавливал и готовил к перебазированию в Сещу самолеты Ан-124 и Ил-76
расформированного 235 втап (г. Ульяновск).
1999 год - осуществлена переброска Российского миротворческого контингента в
Косово.
В июле 2000 года экипаж подполковника Костяненко Е.И. выполнил специальное
задание по линии ООН по перевозке 4-х вертолетов и технического имущества в
государство Сьерра-Леоне. Полет выполнялся в условиях, сопряженных с риском для
жизни. За мужество, отвагу и самоотверженность, проявление при исполнении
воинского долга, Указом Президента Российской Федерации экипаж был награжден
орденами и медалями.
Личный состав полка продолжает совершенствовать свое боевое мастерство, успешно
выполнять специальные задания Правительства, Министра обороны РФ внутри страны и
за ее рубежами.
Приказом Министра обороны РФ от 3 апреля 2001 года к 60-летию части 566
Солнечногорскому Краснознаменному ордена Кутузова III степени
военно-транспортному авиационному полку вручен вымпел "За мужество, воинскую
доблесть и высокую боевую выучку".
К сожалению и в мирное время полк имел потери. Гибель экипажей при выполнении
служебного задания майора Ефремова (Ан-22, 1976 год, п. Сеща) и подполковников
Федорова В.А., Иванова В.В. (Ан-124, 1997 год, г. Иркутск) болью отозвались в
сердцах личного состава и жителей авиагородка. В память о погибших экипажах были
поставлены памятники, а 21 ноября 1998 года состоялось освящение гарнизонной
православной церкви.
В 2004 году полк принимает участие в крупномасштабном оперативно-стратегическом
учении "Мобильность 2004" в Дальневосточном военном округе.
Экипажами подполковников Даринцева и Александрова, подполковников Штоколова и
Белова было перевезено по маршруту Кольцово-Белое-Воздвижинка-Белое-Кольцово до
28 единиц боевой техники и до 150 человек личного состава.
В период с 2000 по 2006 год экипажи полка налетали более 6000 часов, перевезено
более 4 тысяч человек, более 15 тысяч тонн грузов, около 750 единиц техники,
выполнены посадки в 43 странах мира.
В полку выросли замечательные летчики, штурманы, инженеры и техники, которые
продолжают боевые традиции ветеранов части.
7 сентября 2006 года 566 полк
отметил свой 65-летний юбилей.
566 ВТАП 2009 года расфомерован.
РЕКЛАМА
Реклама на сайте по заявкам. Предложения присылать на : admin@seshcha.ru
с указанием обратного адреса.