"Фольксваген" – флагман немецкого автопрома: автомобили этой марки самые популярные не только в Германии, но и в Европе, особенно если речь идет о модели Volkswagen Golf. А другая машина от VW – Kfer (в переводе с немецкого – "Жук", более известный в англоязычным варианте как Volkswagen Beetle) вошла в историю как самое массовое авто, производившееся без пересмотра базовой конструкции. Шутка ли: с 1938 по 2003 год было изготовлено почти 22 миллиона "Жуков"! В этом году "Фольксвагену" – 75 лет, но юбилей решено не отмечать – ведь рождение марки связано с множеством печальных исторических фактов.
Впервые название будущей марки Volkswagen прозвучало в 1933 году в рекламе прототипа "Жука" – модели Superior, созданной для фирмы Standard. Superior так приглянулся только что пришедшему к власти Адольфу Гитлеру, что руководство фирмы назначило конструктора Йозефа Ганца руководителем нового проекта под названием Volkswagen. Однако дело осложнялось тем, что Йозеф Ганц был евреем, и национал-социалисты не хотели, чтобы он делал "народный автомобиль". В итоге конструктора отстранили, а фирме Standard запретили использовать слово Volkswagen. Вместо этого проекту дали новое пропагандистское название – KdF (Kraft durch Freude ("Сила через радость") – по названию известной национал-социалистической организации). Сам Ганц после допроса в гестапо успел сбежать за границу, прежде чем тучи над его головой окончательно сгустились.
Так что весьма распространенное мнение, что идея создания "народного автомобиля" принадлежит чуть ли не самому Гитлеру, не соответствует действительности – она родилась еще до прихода национал-социалистов к власти. Однако причина слухов очевидна: на открытии Берлинского автосалона в 1933 году Адольф Гитлер произнес свою первую речь в качестве вождя нации и пообещал обеспечить каждую "истинно немецкую семью" собственным автомобилем стоимостью не более 1000 рейхсмарок.
Миссия по созданию автомобиля Volkswagen была возложена на Фердинанда Порше, который посвятил ей четыре года своей жизни. К началу 1938 года в реализацию проекта было вложено 1,7 млн рейхсмарок, а 26 мая того же года возле небольшого нижнесаксонского местечка Фаллерслебен начали строить огромный завод. Рядом с одной из главных строек того времени буквально через месяц был основан город Штадт-дес-КдФ-Вагенс-бай-Фаллерслебен (Stadt des KdF-Wagens bei Fallersleben), после окончания войны переименованный в Вольфсбург в честь одноименного замка на территории города . В том же году с конвейера сошли первые КдФ-Вагены, в народе уже тогда прозванные именно Volkswagen.
Чтобы оправдать доступность нового автомобиля для простых немцев, была создана схема предоплаты, благодаря которой любой гражданин Третьего Рейха мог еженедельно класть пять марок на специальный счет и, накопив таким образом необходимые 990 марок, получить автомобиль в числе первых, как только те начнут сходить с конвейера. В общей сложности 330 тысяч немцев передали в Берлинский банк около 110 млн рейхсмарок, однако долгожданного автомобиля большинство из них так и не дождались: грянула Вторая мировая война, многие соинвесторы из народа получили повестки в вермахт, а на построенном на их деньги заводе начали выпускать армейский Kbelwagen ("автомобиль-лоханка"). Всего за время войны было выпущено 50 тысяч "кюбелей", что, кстати, сделало автомобиль и его модификации самыми массовыми легковушками в вермахте.
После войны уцелевшие вкладчики долго судились с компанией Volkswagen (к тому времени это уже был всемирно известный концерн), но смогли получить лишь частичную скидку при покупке нового автомобиля.
В первозданном виде известный ныне на весь мир завод просуществовал до 1944 года, пока не был почти полностью разрушен американской авиацией. Его восстановление в послевоенные годы взяло на себя английское правительство и передало в 1945 году компании Volkswagen заказ на производство 20 тысяч автомобилей. Так Volkswagen вновь стал популярным, явив собой яркий пример немецкого экономического чуда. Именно тогда в жизнь немцев вошла фраза "Он член моей семьи". Так граждане Германии отзывались об автомобилях Volkswagen.
Спустя 27 лет после окончания Второй мировой тогдашняя марка №1 от концерна – "Жук" – стала самым продаваемым автомобилем в мире. Кстати, многие наверняка удивятся, но официально автомобиль никогда "Жуком" не назывался, а именовался Volkswagen 1200 (в последние годы – Volkswagen 1600). И только новая переднеприводная модель 1998 года, выполненная в ностальгическом ретро-стиле, получила официальное название Volkswagen New Beetle.
Безусловно, VW – это не только миловидный Beetle и популярный Golf, это еще и компактный Lupo, шустрый Polo, надежный Passat, основательный Tiguan и другие не менее узнаваемые модели. Кроме легковых автомобилей, завод также выпускает грузовики и микроавтобусы. В настоящее время концерн Volkswagen один из крупнейших по объемам продаж в мире. Он имеет свои заводы в 15 странах и выпускает продукцию под марками Volkswagen, Audi, Skoda и SEAT.
Александр Павлов